Нужны ли права на электровелосипед - теория и практика вопроса
С появлением на рынке новых средств передвижения, называемых электровелосипедами, вопрос получения прав на них встал особенно остро. Конечно, никакого прямого указания на категорию «электровелосипеды» в законе нет, зато есть указание на категорию «мопеды», где явно прописаны характеристики, как бензиновых, так и электрических двигателей.
Как закон относится к электровелосипедам?
Согласно определению термина «мопед», данному в пункте 1.2 ПДД, следует, что к нему приравнивается любое механическое средство передвижения с ДВС, объемом до 50 см3 или электродвигателем с мощностью от 250 Вт до 4 кВт. При этом максимальная скорость конструктивно ограничена 50 км/ч. Для управления такими транспортными средствами необходимы права категории М.
С другой стороны, к велосипедам, с мотором до 250 Вт и развивающим скорость до 25 км/ч это определение относиться не может. Для управления такими средствами права не нужны.
Оговоримся также, что права у вас скорее всего потребуют, если вы движетесь по проезжей части с достаточно большой скоростью, которую в стандартных условиях не может развить велосипедист.
Практика применения закона о правах на электровелосипед
В теории права на мощный электровелосипед, конечно, нужны. В первую очередь для того, чтобы не создавать угрозы другим участникам дорожного движения. Ведь получение прав подразумевает знакомство с правилами и сдачу экзамена. Именно этим руководствовались авторы поправок в ПДД. Стоит отметить, что закон разработан, прежде всего, для ограничения участия несовершеннолетних в дорожном движении.
На практике же, даже после введения категории М к велосипедам внимание минимальное. На то есть несколько основных причин:
- Электровелосипед – дорогое транспортное средство, поэтому в подавляющем большинстве случаев на нем катаются взрослые люди.
- Невозможно без специальных тестов определить реальную мощность электродвигателя.
- Сложно заметить электродвигатель на велосипеде, когда он едет по дороге или тротуару. Современные модели почти не отличатся от велосипедов на мускульной тяге.
- При движении по тротуарам или специальным велодорожкам со скоростью менее 25 км/ч электровелосипед не отличается от обычного.
Ко всему прочему, если у вас есть права любой более высокой категории, например, А или B, вы автоматически можете управлять мопедами и электровелосипедами. Учиться дополнительно на эту категорию не нужно.
Выводы, которые можно сделать из всего вышесказанного: права на электровелосипед в 2017-2018 году, конечно, нужны. Но только в том случае, если у вас нет прав более высокой категории, и мощность двигателя превышает 250 Вт.
Насколько часто останавливают электровелосипеды, чтобы посмотреть права?
Практика показывает, что к электровелосипедам сотрудники ГИБДД не проявляют никакого внимания. Оно и понятно – визуально отличить их почти невозможно, водители редко разгоняются свыше 30 км/ч, а по тротуарам стараются кататься еще медленнее. Существующая правовая база не регулирует передвижение по тротуарам на электровелосипедах.
Как и всегда, сотрудники полиции могут обратить внимание только на заметные нарушения велосипедистом скоростного режима в пешеходных зонах, а также на неаккуратную, опасную езду по дорогам. Если вы собираетесь купить электровелосипед и ездить на нем аккуратно, проблем со стражами порядка возникнуть не должно.
Какое наказание за езду без прав на электровелосипед?
Квалифицировать управление транспортным средством без прав можно по-разному, но скорее всего правонарушение будет зафиксировано по части 2 статьи 12.29 КоАП РФ. Сумма штрафа – в пределах 800 рублей.
Учитывая редкие случаи проверки прав именно у владельцев электровелосипедов, невозможности на месте проверить конструктивные особенности двигателя, переживать по поводу штрафа скорее всего не стоит. Так или иначе, мы призываем получить права на электровелосипед с двигателем мощнее 250 Вт в любом случае, чтобы быть полностью спокойным на дороге.